Безопасность дорожного движения и охрана труда

   

vinitland@rambler.ru

 

 

На ГЛАВНУЮ

           
 

Безопасность дорожного движения и охрана труда

Безопасное управление автомобилем

Статьи по вопросам безопасного управления транспортным средством

Движение ночью

  << На страницу "Безопасное вождение автомобилем"

В противоположность тому, что думают многие водители, движение ночью более опасно, чем днем. Это подтверждает статистика. Так, один из основных показателей аварийности тяжесть последствий ДТП составляет по России в ночное время 25-30 погибших на 100 пострадавших, в то время как днем этот показатель более чем в 2 раза ниже.

В чем причина этого?

Действительно, интенсивность движения ночью слабее, что и порождает обманчивое впечатление безопасности. Водитель не учитывает, что ночью расстояние видимости значительно меньше, чем это необходимо для высокой скорости движе­ния. Ночью человек менее внимателен, более сонлив, утомлен. Следует учитывать и то, что ночью некоторые водители пытаются "поднять настроение" с помощью алкоголя.

Среди всех этих опасностей важнейшей и постоянной является плохая видимость.

Освещение фарами не может заменить дневного света. Часто приходится руководствоваться догадками о препятствии, которое может быть замечено очень поздно.

Водитель привыкает при езде днем пользоваться признаками, которые ночью становятся незаметными или неустойчивыми, или сомнительными. Он должен полагаться на другие ориентиры и в какой-то степени снова учиться управлять автомобилем в соответствии с новым зрительным миром, где контрасты слабы, где расстояние трудно определить, где угрожает ослепление.

Что надо делать, чтобы уменьшить эти опасности? Прежде всего улучшить, насколько возможно, освещение и видимость, для чего:

  • иметь хорошо отрегулированные фары;

  • никогда не ездить с перегоревшей лампой (чтобы избежать этого, надо иметь с собой комплект запасных ламп);

  • вовремя заменять долго работавшие лампы, они светят значительно хуже, когда их ресурсы подходят к концу;

  • держать чистыми стекла фар, указатели поворота, габаритные огни, стоп-сигна­лы и отражатели;

  • держать чистыми ветровое стекло и стекла;

  • избегать затемненных очков и стекол, которые плохо защищают от ослепления и затрудняют восприятие слабых контрастов.

Кроме этого необходимо знать и применять некоторые полезные методы вождения в темноте:

  • подача сигнала переключением ближнего света фар на дальний ("мигание") является прекрасным средством для предупреждения других участников движения.! Этим следует пользоваться каждый раз, когда есть сомнение в том, что вас видят;

  • выбор момента, когда с дальнего света фар надо переключиться на ближний (при наличии встречного транспортного средства), довольно труден. Слишком раннее переключение лишает водителя дальней освещенности и безопасности, слишком позднее приводит к ослеплению других водителей.

Прежде чем перейти на ближний свет, хорошо бы убедиться, что нет ничего в зоне, которая внезапно окажется в темноте.

При разъезде со встречным автомобилем опасность нужно ожидать не от того автомобиля, который идет навстречу вам, а от препятствия, велосипедиста, пешехода, которые могут внезапно оказаться на дороге справа и которых ближний свет освещает плохо и слишком поздно.

Опасность это темнота, которая начинается за 30 м перед вами и которую надо пытаться разгадать. Помните о том, что безопасной при ближнем свете будет только езда со скоростью до 60 км/ч! Чтобы снизить опасность ослепления фарами встречного автомобиля, нужно отвести взгляд вправо.

Если надо обогнать транспортное средство или если вы движетесь за ним на короткой дистанции, следует избегать ослепления светом его водителя через заднее стекло. Это ему неприятно и неудобно, а следовательно, В этом случае надо перейти на ближний свет.

Если вас ослепили, следует, включив аварийную сигнализацию, снизить скорость и остановиться, не меняя полосы движения.

Не забывайте, что особенно опасны ночью мокрые асфальтобетонные дороги. При движении по такой дороге свет фар очень сильно поглощается и дорогу плохо видно. При ближнем свете фар это ощущается особенно.

Какой здесь может быть совет. Периодически там, где позволяет ситуация, проверяйте дорогу дальним светом фар. Помните, что в той темной и очень близкой зоне по ходу вашего движения может оказаться что и кто угодно. Поэтому скорость нужно снизить до того предела, когда автомобиль при внезапно возникшей опасности можно будет остановить с тормозным путем, меньшим зоны, освещенной ближним светом фар.

Следите боковым зрением за встречным транспортом - вы можете заметить подозрительные тени, которые и могут стать вам неприятным препятствием.

Итак еще раз о движении ночью:

Основные проблемы

  • Резкое уменьшение расстояния видимости, сектора обзора и контрастности «картинки», что приводит к снижению способности водителя предвидеть изменения дорожной ситуации.
    Ключевую роль для обеспечения безопасности движения играет правильный выбор скорости и тактики движения, концентрация внимания водителя. Скорость следует выбирать таким образом, чтобы остановочный путь при экстренном торможении не превышал расстояния видимости.
    Таким образом скорость ограничивается возможностями осветительной системы автомобиля. Хотите ехать быстрее — установите более мощные лампы, но в пределах разумного, чтобы не ослеплять других водителей.

  • Ослепление водителя фарами встречных и попутных автомобилей.
    Адаптация зрачка, т.е. сужение и расширение его при внезапном переходе со света в темноту или наоборот, протекает длительное время, до 30 секунд.

  • Влияние суточных биоритмов на общее снижение работоспособности водителя. Увеличивается время реакции. Возможно засыпание за рулем, зачастую происходящее незаметно для водителя.

Рекомендации

  • Поддерживайте чистоту лобового стекла — снаружи и изнутри. Добавьте в воду для обмывания лобового стекла моющие присадки.

  • В долгой ночной поездке регулярно протирайте фары.

  • Не поскупитесь на покупку качественных щеток стеклоочистителя и не забывайте по мере износа их заменять.

  • Подберите яркость освещения приборной панели — не тускло, чтобы читались показания приборов, и не ярко, чтобы раздражать глаза.

  • Если позволяет конструкция автомобиля, отрегулируйте положение фар при изменении загрузки по осям.

  • Поставьте переключатель внутреннего зеркала в положение для ночной езды.

  • Даже при движении по освещенной дороге включайте ближний свет. Габариты — только для стоянки. В дополнение к ближнему свету можно включить противотуманные фары. Установите дополнительный стоп-сигнал.

  • Если Вы начинаете обгон, помигайте обгоняемому дальним светом, затем по мере сближения переключитесь с дальнего на ближний и включайте опять дальний только когда поравняетесь с обгоняемым.

  • Если Вас обогнали, переключите свет с дальнего на ближний.

  • Не ждите, когда встречный водитель попросит Вас переключить дальний свет, сделайте это своевременно. Вновь включить дальний можно когда поравняетесь со «встречным».

  • Чтобы уменьшить вероятность ослепления и ускорить выход из этого состояния, при встречном разъезде переведите взгляд на правую обочину или закройте один глаз.

  • Если Вас ослепили, включите аварийные сигналы и остановитесь.

  • Перед крутыми поворотами и съездами с дороги снижайте скорость до минимума.

  • Если Вы чувствуете, что начинаете зевать и «клевать носом», лучше остановиться и поспать хотя бы 15-30 минут. При необходимости продолжать движение попробуйте пожевать что-нибудь (орешки, жвачку), умойтесь, разговаривайте с пассажиром, откройте окно для охлаждения потоком воздуха, поставьте энергичную музыку и периодически меняйте ее громкость. Не следует плотно ужинать перед ночной поездкой.

  • По возможности выберите себе «лидера» — попутную машину, которая двигается с подходящим для Вас темпом. Следите за ее перемещениями по ширине проезжей части и будьте готовы незамедлительно повторить ее резкий маневр — на дороге может быть препятствие

*   *   *

Rambler's Top100

Copyright ©  2006 mailto:vinitland@rambler.ru  При использовании материалов этого сайта ссылка на сайт http://dordv.narod.ru/  обязательна.

Сайт создан в системе uCoz