Безопасность дорожного движения и охрана труда

   

vinitland@rambler.ru

 

 

На ГЛАВНУЮ

           
 

Безопасность дорожного движения и охрана труда

Безопасное вождение автомобиля

Приемы и способы безопасного управления транспортным средством,
недопущение ДТП, предотвращение опасных ситуаций

 

Общие некоторые сведения о компонентах дорожного движения

Приступая к рассмотрению вопросов по безопасности дорожного движения (БДД), прежде всего, остановимся на некоторых определениях.

Дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

Дорожное движение - это совокупность движущихся и неподвижных пешеходов и различных типов механических и немеханических транспортных средств, управляемых людьми.

Окружающая среда - это совокупность всех элементов, находящихся вне транспортного средства и (или) воздействующих на него. Это и дождь, и туман, и снег, и грязь на дороге, и яркие вспышки, освещение, шумы и т.п.

Следующие элементы Водитель, Автомобиль, Дорога, Среда образуют систему ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда). Рассматривая систему ВАДС, следует заметить, что оптимальность ее функционирования определяется как самостоятельными характеристиками отдельных ее элементов: Автомобиля, Дороги, Водителя, так и подсистемами ВА, ВД, АД.

Конструктивные параметры транспортных средств оказывают существенное влияние на характеристики дорожного движения. Так, важное значение имеют габаритные размеры автомобилей, их тяговые и тормозные качества, удобство рабочего места водителя и легкость управления.

Дорога определяет сам характер функционирования системы ВАДС своими геометрическими размерами, профилем, ровностью, условиями видимости для водителя.

От надежности водителя зависит процесс дорожного движения. Надежность водителя определяется его квалификацией, работоспособностью и дисциплинированностью.

Для эффективного функционирования системы ВАДС в обязательном порядке необходимо совершенствовать свойства транспортных средств, водителей, дорожные условия и обеспечивать их взаимное соответствие.

Нарушение в системе ВАДС хотя бы одного звена вызовет отказ всей системы.

Особенностями отказа дорожного движения являются:

  • большая вероятность при отказах ранений и гибели людей;

  • значительные влияния на возникновение отказа действий человека (водителей, пешеходов).

Наиболее частыми причинами отказа, приводящими к ДТП, являются именно неправильные действия людей.

▲▲ Вверх ▲▲

 

Скорость - главное качество дорожного движения

Дорожное движение обладает качествами, которые возникают в результате совокупных действий элементов системы ВАДС.

Что такое качества дорожного движения? Это такие свойства, характеристики того или иного явления, без которого это явление не может быть самим собой.

Что можно отнести к качествам дорожного движения?

Важнейшим компонентом дорожного движения является скорость.

Максимальная скорость, с которой может двигаться транспортное средство, определяется мощностью двигателя и динамическими свойствами автомобиля. Но реальная скорость движения значительно ниже этого предела и ограничивается опасностью совершения ДТП.

Водитель управляет движением автомобиля, а движение определяется двумя параметрами: направлением и скоростью.

Следовательно и управление транспортным средством сводится именно к тому, чтобы придать его движению необходимые в той или иной конкретной ситуации направление и скорость.

Снижение скорости вплоть до остановки автомобиля и изменение направления движения - это те маневры автомобиля, которые могут быть приняты для предупреждения ДТП. Для осуществления этих маневров требуется время и расстояние, которые зависят от скорости движения - чем выше скорость, тем продолжительнее время и больше протяженность пути, необходимые для торможения или безопасного поворота.

Если водитель не сумеет (или не пожелает) двигаться с такой скоростью, которая позволяла бы ему располагать достаточным временем для оценки сложившихся обстоятельств, то возникает обстановка, при которой он фактически лишается возможности контролировать движение автомобиля.

Присмотримся к различным видам ДТП и определим, каким образом их возникновение связано со скоростью.

  1. Почему совершаются наезды или столкновения? - потому, что водитель своевременно не снизил скорость автомобиля до предела, при котором он бы мог безопасно проехать препятствие или остановиться.

  2. Почему автомобиль заносит или он опрокидывается? - потому, что возникают центробежные силы (кстати, опять же связанные с превышением скорости), которые нарушают нормальное сцепление колес с дорогой.

В каждой конкретной ситуации на дороге, определяемой дорожными условиями, совершенством транспортного средства, подготовленностью водителя, существует определенный уровень скорости, превышение которого обязательно приводит к ДТП.

Дорожно-транспортные ситуации всегда связаны с превышением такого предела скорости, который является безопасным для конкретно сложившейся в данный момент ситуации.

Только скорость порождает опасность.

Определение оптимальных скоростных режимов является весьма сложной проблемой, которая требует ответственного и очень квалифицированного решения.

Водитель в процессе управления постоянно сталкивается с необходимостью выбора такой скорости движения, которая считалась бы для него безопасной.

Выбор скорости является для водителя одной из наиболее сложных и важных задач, связанных с умением и желанием сопоставить свои возможности со складывающейся внешней обстановкой.

Обеспечение безопасности движения зависит от совершенства всех компонентов, образующих процесс дорожного движения:

  • транспортных средств;

  • дорожных условий;

  • подготовленности водителей;

  • дисциплинированности водителей и пешеходов;

  • качества непосредственного управления дорожным движением - его регулирования.

Организация дорожного движения - это деятельность, а безопасность - ее результат, цель, качество.

Выражение "обеспечение безопасности дорожного движения" дает основание предполагать полное исключение возможности возникновение ДТП. Но постановка такой задачи в современном мире, в современных условиях является нереальной. Однако, стремиться к этому надо.

Другой вопрос, что следует определить уровень безопасности, который и рассматривать затем в качестве цели воздействия на процесс дорожного движения.

Обеспечить безопасность дорожного движения - это значит добиться снижения общего количества ДТП, числа погибших и раненых в условиях развития автомобилизации.

Практика стран с развитой автомобилизацией показывает, что успешное решение этой проблемы вполне возможно.

▲▲ Вверх ▲▲

 

ДТП - это случайность или закономерность?

Непременным условием эффективного воздействия на процесс дорожного движения для обеспечения его безопасности является выделение закономерностей, определяющих влияние различных факторов на возникновение ДТП и тяжесть их последствий.

При этом нельзя не обратить внимание, что причины и обстоятельства совершения каждого ДТП являются результатом случайного стечения обстоятельств.

Но случайность - это не беспричинность. Беспричинных явлений нет. Случайность изучается наукой. Диалектику связей необходимого и случайного отражает закон больших чисел, который устанавливает, что совокупные действия большого числа факторов приводят к результату, не зависящему от отдельного фактора.

Изучая ДТП и факторы, влияющие на их возникновение, нужно обнаружить признаки, общие для ряда таких явлений и случайные для отдельного ДТП.

Общие признаки, характерные для группы ДТП, обладают всеми характеристиками закона: они объективны, действуют обязательно в заданных условиях и носят название статистической закономерности.

Например, выявлена закономерность в том, что у водителей, находящихся за рулем в легкой степени опьянения (1 -1,5 ‰), вероятность совершения ДТП возрастает в 20 раз по сравнению с трезвыми водителями.

Водитель садится за руль в состоянии опьянения, и все обходится благополучно, второй раз нарушает этот закон - и снова все обошлось. Водитель уже считает, что данный закон на него не действует и в конце концов попадает в ДТП по причине управления автомобилем в нетрезвом состоянии.

Давно замечено, что далеко не первое нарушение правил дорожного движения водителем приводит к ДТП. Как правило, это 5-е; 8-е; 10-е, то есть систематическое нарушение тех или иных правил. Сама жизнь здесь подсказывает водителю: "Не нарушай, будь благоразумен". Если же водитель к этому не прислушивается, то он попадает в ДТП.

▲▲ Вверх ▲▲

 

Причины ДТП и виды нарушений

Основными причинами ДТП являются нарушения:

  • правил дорожного движения участниками движения (водителями, пешеходами, велосипедистами, пассажирами);

  • правил содержания дорог;

  • правил содержания транспортных средств;

  • правил организации дорожного движения;

  • прочие нарушения.

 

Виды нарушений - раскрывают содержание неправомерных действий, приводящих к ДТП:

  • для водителей - это превышение скорости движения в опасных условиях, несоблюдение очередности проезда, нарушение предписаний средств регулирования дорожного движения и др.;

  • для пешеходов - это переход перед близко идущим транспортом, переход в неустановленном месте, ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара и т.д.;

  • для велосипедистов - это несоблюдение очередности проезда, неподача или неправильная подача сигналов, внезапный выезд из ряда и др.;

  • для пассажиров - это вход и выход из транспортного средства во время движения, проезд на подножках и выступах, и др.;

  • для дорог - это скользкое покрытие, покрытие с неровностями, радиус кривой в плане меньше нормы и т.д.;

  • для транспортных средств - это эксплуатация автомобиля с неисправностями тормозов, рулевого управления, ходовой части, приборов освещения и сигнализации и других узлов, влияющих на безопасность движения;

  • для организации дорожного движения - это неправильная установка или отсутствие в необходимых местах средств регулирования дорожного движения, а также сбои в из работе.

К прочим нарушениям можно отнести неправильное размещение и крепление груза, несоблюдение правил перевозки специальных грузов (опасных, крупногабаритных, тяжеловесных), нарушения, совершаемые администрацией предприятия.

 

Причины нарушений раскрывают совокупность явлений, порождающих нарушения:

  • пренебрежение правилами дорожного движения;

  • переоценка своих возможностей;

  • пренебрежение к своим обязанностям;

  • нарушение психофизиологических характеристик водителя.

 

Если водитель правильно воспринял обстановку, то нарушение ПДД может быть вызвано неправильной оценкой обстановки.

Неумение или неспособность правильно оценить обстановку может также привести к аварийной ситуации и ДТП. Неумение, неспособность или нежелание принять правильное решение также приводят к тому же результату.

Неумение реализовать принятое решение, как правило, результат недостатка или отсутствия практических навыков по управлению автомобилем и тоже является одной из причин ДТП.

Но и в том случае, если водитель действует правильно, без нарушений, не исключается возможность движения с нарушениями ПДД вследствие отказов, например, механизмов управления.

Несвязанное с действиями водителя данного автомобиля возникновение аварийной обстановки может происходить в тех случаях, когда на пути его движения появляются помехи (нарушение ПДД водителями других транспортных средств, нарушение ПДД пешеходами, неисправность дороги и наличие на ней посторонних предметов), для безопасного реагирования на которые недостаточно времени.

▲▲ Вверх ▲▲

Статьи
по вопросам безопасного вождения транспортного средства

Основные требования по управлению транспортным средством

Особые приемы вождения самосвального автопоезда

Движение ночью

Водяное скольжение или аквапланирование

 

 

 

Rambler's Top100

Copyright ©  2006 mailto:vinitland@rambler.ru  При использовании материалов этого сайта ссылка на сайт http://dordv.narod.ru/  обязательна.

Сайт создан в системе uCoz